Надежда Михайловна Лубская - Учитель русского языка и литературы

Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Лубской Надежды Михайловны
2009 год.

Урок – первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил.
Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкрет­ная работа. Каждый наш день - творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улуч­шить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к обучению. Огромную помощь в решении этого вопроса могут оказать мультимедийные и компьютерные технологии, использование которых при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка к изучаемому предмету.

Высокие темпы развития науки, техники, общественно-политической жизни не оставляют школу в стороне от введений инновационных  методов и форм работы. Этого требует время, этого требует общественность. Мы, педагоги, должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми  программными средствами.
Целью применения компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе является создание условий для развития личности и формирования у него ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой.

Русский язык – сложный предмет, и по мере накапливания знаний выясняется, что многие школьники не в состоянии их усвоить, у таких ребят появляется негативное отношение к предмету, своеобразный психологический барьер. Особенно тяжело тем ученикам, которые по ряду причин просто не в состоянии справиться с большим объёмом информации. Привлечение  компьютерных технологий особенно актуально в работе со слабоуспевающими учениками, так как дети и подростки данной категории требуют концентрации особых усилий со стороны педагогов для создания наиболее благоприятных условий для развития. Наряду с пробелами в обучении и отклонениями в поведении существуют и более глубокие проблемы, в том числе с мотивацией к обучению. Вызвать же интерес к урокам русского языка, разнообразить его, дать возможность и одарённым детям, и слабым ученикам проверить или проявить себя и помогает использование компьютерных технологий.

При проведении уроков по обобщению и повторению изученного материала , при объяснении нового материала, подготовке к ЕГЭ (в старших классах) можно работать со специализированными компьютерными программами, тренажёрами, в которых предоставлены тестовые задания самых различных видов, мультимедийными приложениями, выполненными самим учителем (см. приложение 1, приложение 2). Применение компьютерного тестирования не только развивает самостоятельную работу учащихся, помогает учителю дифференцировать материал и включить в работу весь класс, но и даёт возможность ученикам на этом же уроке проверить себя, не  дожидаясь следующего занятия, исправить свои ошибки.
Компьютерные тренажеры эффективно помогают школьникам овладеть русским языком, принимать оптимальные решения, формировать исследовательские умения.  В процессе работы за компьютером у них активизируется мышление, развиваются внимание и память, углубляются и закрепляются знания по русскому языку, возрастает скорость чтения, увеличивается  поле зрения.

Кроме того, даже при общей заинтересованности в обучении, человек лучше усваивает, эффективней запоминает и применяет знания, когда это не требует от него излишнего психического напряжения. А ещё с  помощью компьютерных технологий  учитель на уроке сможет  дать ребенку так много  учебного материала, сколько тот в состоянии усвоить.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Для учителя компьютер  - это и  источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), и  наглядное пособие, и  индивидуальное информационное пространство, и  тренажер, и  средство диагностики и контроля. Я в своей практике стараюсь как можно чаще использовать и на уроках, и при проведении различных внеклассных мероприятий компьютерные технологии и мультимедийные программы, так как современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок «захватил» учеников, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

При изучении новых тем  на уроках  литературы можно использовать различные лекции компьютерных учебников (например, «Уроки литературы 5-11 кл.», изд. Кирилл и Мифодий), их фрагменты, самостоятельно созданные  презентации (см. разработку урока «Русский футуризм»). Очень часто (при подготовке к урокам, на самих уроках) я пользуюсь специализированной компьютерной программой «Энциклопедия литературы», в которой в достаточном количестве находится не только биографический материал о том или ином поэте и писателе, статьи о различных течениях в литературе, тексты изучаемых произведений с 5 по 11 класс, но и специализированные тестовые задания, аудио- и видеофрагменты. Данные элементы позволяют достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиления его эмоционального воздействия. Очень интересно проходит урок знакомства с биографией писателя или поэта (см. приложение 3).

Удачно проходят у меня обобщающие уроки по литературе, работа по сопоставлению и сравнению литературных произведений одного автора или нескольких. Был урок по сопоставлению произведений А.А.Платонова и сравнение героев по произведениям С.Есенина и А.Пушкина, знакомство с новым произведением или течением в литературе.
Конечно, нельзя урок литературы сводить лишь к общению с компьютером. Живое слово учителя – словесника никогда не заменить машине, да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с машиной не должно занимать более 15- 20 минут урока.      Очень важным является и то, что все видеоматериалы, фрагменты произведений в исполнении мастеров слова,  строго дозированы по времени. В этом я вижу неоспоримые преимущества компьютерных технологий.

Большое подспорье оказывают мне информационные технологии и при проведении различных  внеклассных мероприятий. Компьютерные презентации помогают удовлетворить дефицит наглядности, реализовать на компьютере личностную открытость преподавателя, воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальными образами, за которыми могут стоять ассоциации разных уровней. Глубина смысла в игре текстов, слов, афоризмов, использование различных фотофрагментов, репродукций картин повышает эффективность мероприятия, делая его по-настоящему интересным.

Использование информационных технологий в обучении – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти  технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения  становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

© 2011 «Лубская Надежда Михайловна»
Учитель русского языка и литературы

Создать бесплатный сайт с uCoz