Урок по литературе в 7 классе по теме: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
- С произведениями какого автора мы познакомились? (А.Платонова)
- А.Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философски; он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу «Юшка» Платонова. Для темы нашего урока я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
- Цели нашего урока….(на слайде)
- Посмотрите еще раз на слова темы урока. Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?
- На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянитесь вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все и любят тоже не всех.
- Как доказательство этому – слайды(во время их показа играет музыка) Посмотрите на них, какое впечатление они произвели на вас? Что чувствовали, глядя на это? Что их различает и объединяет? (Время; страдания, жестокость)
- Вспомните, какие произведения рассказывают о зле, о несправедливостях в жизни, о жестокости? Почему так решили? Можно ли отнести к нашей жизни эти строки:
Мы живем, все живое губя
На ступеньках у ада.
Мы в заложники взяли себя,
Ощетинившись взглядом.
- Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, чтобы вас всегда любили. Я думаю, наш урок поможет вам.
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.
3.Анализ произведения.
- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. Объясните, почему выбрали этот вариант?
1. Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
2. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья. (М.Ю.Лермонтов)
3. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)
4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)
5. А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов)
-Почему никто не предложил 5 вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь)
-Какое впечатление на вас произвел рассказ «Юшка»? Объясните.
-Платонов говорил: «Без меня народ неполный» Как понимаете эти слова? (Каждый человек неповторим, ценен, необходим)
- Считают ли так герои рассказа? Кто? (Юшка)
-Как выглядит этот человек?
- Есть ли что-то необычное в его внешности? (Глаза)
- Чем называют глаза человека? (Зеркало души)
- Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)
- Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
- Отчего же ему больно и за что обидно? Мы выясним это после самостоятельной работы: «Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке»
4.Самостоятельная работа.
(на слайде)
Окружающие Юшка
-дразнили -ничего не отвечал
-обижали -не гонялся
-издевались -не обижался
-смеялись -никого не ругал
-обвиняли в своих несчастьях -жалел всех
-удивлялись -радовался
-не понимали -верил, что его любят, но не понимают
-считали лишним -«…без меня тоже нельзя…»
-«…хоть бы ты помер…» -«...мы все равны…»
-Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?
-А как поступили бы вы на месте героя? Почему?
-Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)
-По своему отношению к людям, поведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей? (Странный)
5.Словарная работа.
-Как понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)
-Как еще называют таких людей?
-Прочитайте слова на слайде. Как вы их понимаете? (Блаженный, сокровенный)
-Прочитайте объяснения словам из словаря, запишите их в тетрадь.
Блаженный – осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
-Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное)
- Как можно назвать такие слова? (Синонимы)
- Скажите, только ли Юшка был одиноким, непонятым человеком среди других героев Платонова?
6.Самостоятельная работа по сопоставлению героев Платонова из его произведений: «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире», «Юшка» (результаты работы на слайдах)
- В чем герои похожи? Докажите примерами из текста.
Машинист Мальцев (из рассказа «В прекрасном и яростном мире»):
-трудолюбив
-талантлив
-«…глаза глядели отвлеченно, как пустые…»
-молчалив и одинок
-не понят
-тихий, кроткий, наивный
-сильный духом, терпеливый
Неизвестный цветок (из сказки-были «Неизвестный цветок»)
-«…рос один…»
-упорство и трудолюбие
-молчалив
-терпелив и нетребователен
-«…не хотел жить печально…»
-маленький
-«…он ведь был слепой…»
-необычный, непохожий на другие цветы
Юшка (из рассказа «Юшка»)
-«…плохо видел глазами…»
-«…был мал ростом…»
-трудолюбив и нетребователен, терпелив
-молчалив
-непохож на других
-радовался людям
7.Анализ рассказа.
-Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта) (на слайде)
-Всегда ли Юшка был покорным? (Нет)
-Был ли Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе)
-А другие герои Платонова были счастливы? Где и когда?
-Что еще необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приемном ребенке)
-Каждый ли человек может так поступить?
- Как одним словом можно назвать все поступки Юшки? (Нравственные)
-Как понимаете это слово?
-Легко ли быть таким человеком? Почему?
-Можно ли сказать, кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? (Юшка)
-В чем его сила?
- Только ли рядом с Юшкой был человек, продолжающий делать добро? А другие платоновские герои?
-Дайте характеристику Юшки по плану.
8.Характеристика героя, рецензия на ответ.(план на слайде)
9.Итог урока.
-На что похожи все рассказы Платонова? (На притчу)
-Что это за жанр? ( В его основе лежит поучение, заповедь) (определение на слайде)
-Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя)
- А что значит любить? В чем проявляется любовь? (на слайде в виде ромашки)
-милосердие -сострадание
-доброта -внимание
-забота -жалость
-участие -сочувствие
- Есть ли сходство в концовке всех рассказов Платонова? В чем оно? ( Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло)
-Сам Платонов писал:
Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
-Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.