Надежда Михайловна Лубская - Учитель русского языка и литературы

Урок по литературе в 8 классе

Сопоставление образа Пугачева в разных произведениях: фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, произведениях С.А.Есенина

Цели урока:
- уметь сопоставлять произведения различных жанров и различных авторов;
- увидеть сходные и отличные черты Пугачева, его образа в зависимости от автора и произведения;
- развивать навыки самостоятельной работы с книгой, выборочного чтения, устную и письменную связную речь; учиться давать  характеристику герою;
- воспитывать интерес к чтению, к историческим личностям.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Вступительное слово учителя

- Я хотела бы начать урок со стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя                            Каждый выбирает по себе.
Женщину религию, дорогу,                            Щит и латы. Посох и заплаты.
Дьяволу служить или пророку –                    Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает для себя.                           Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе –                          Каждый выбирает для себя. 
Слово для любви и для молитвы.                 Выбираю тоже – как умею.
Шпагу для дуэли, меч для битвы                   Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.                            Каждый выбирает для себя.
- Как вы его поняли? О чем оно, на ваш взгляд?
- От того, какой путь в жизни выбирает человек, зависит, будут ли о нем помнить и после смерти. Какие имена известных  личностей вы помните?
( Александр Невский, Петр 1, Кутузов, Пушкин, Толстой и др.)                        
- У каждого из них была своя судьба, непохожая на других, но объединяет их одно: любовь к своей стране, своему народу; желание сделать его жизнь лучше и счастливее.
- Мы поговорим сегодня об одной из самых противоречивых личностей России – Емельяне Пугачеве. Относились к нему люди во все времена по-разному: одни им восхищались, другие - боялись, третьи – презирали и ненавидели. Пугачев – тема, которая была очень долгое время запретной, Екатерина даже приказала переименовать реку Яик в Урал именно после Пугачевского восстания.
- Тема нашего урока:…..

3.Сообщение учеников о Пугачеве из документальных источников.
- Послушайте и скажите, можно ли сказать об отношении писавших к Пугачеву?                                                              
( Нет, в документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют.)
- Что узнали из энциклопедии о нем?
(Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание)
(запись в тетрадь)

4.Анализ исторических песен и преданий (по группам) слайд 2,3
- Перед вами учебники. Откройте раздел «Исторические песни». Что это за песни?
( Произведения, в которых рассказывается об  исторических событиях и лицах)
- Что такое предания?
(произведения, рассказывающие о давно прошедших исторических событиях; наличие фантастических и реальных черт)
- Перечитайте песни и предания и  скажите, каким показан в них Пугачев?
( добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко)
( был под именем Петра3, Екатерина отдает престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила)
- Какой вывод можно сделать из прочитанных произведений об отношении народа к Пугачеву?
( народ любит его и гордиться им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость. Об этом еще можно судить и по уменьшительно-ласкательным суффиксам в песнях)

5. Переход к «Капитанской дочке». Анализ ее глав, посвященных Пугачеву.
(слайд 7, фильм)
- Посмотрите небольшой кинофрагмент и скажите, по какому это произведению и кто его автор? (слайд 1)
- Каким увидели вы здесь Пугачева?
-  Почему?               
( Пугачев здесь показан очень жестоким человеком, хладнокровным и равнодушным к чужим человеческим судьбам)
- Вот каким увидел Пугачева один из художников. (слайд 4)
- Всегда ли Пугачев был таким? Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)


Автор:
Лубская Надежда Михайловна
Учитель русского языка и литературы
2008 год.

© 2011 «Лубская Надежда Михайловна»
Учитель русского языка и литературы

Создать бесплатный сайт с uCoz