Надежда Михайловна Лубская - Учитель русского языка и литературы

Родительское собрание на тему "Дети и деньги"

Презентация

I. Вступительное слово классного руководителя

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, самостоятельность фирм, благополучие государства. О чём сегодня наши сограждане говорят также активно, как англичане – о погоде? Любимый предмет – денежные дела, трудности семейного быта, возможность заработать. Наверное, вы согласитесь с мнением, что «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным».
Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, хотя и очень соблазнительные методы. Именно такая мысль заложена в «Заповедях русских купцов», они и сегодня не утратили своей нравственной ценности:

  • Денежку наживай, да честь не продавай
  • Почтенный покупатель дороже денег.
  • Не надо барыша, была бы слава хороша.

2. Конкурс пословиц.
Мы проведём конкурс пословиц, которые имеют отношение к деньгам.

1) Деньги любят счёт.
3) Копейка рубль бережёт.
5) Долг платежом красен.
7) И слова не скажи, только грош покажи.  
9) Захочешь добра – посыпь серебра.
2) Без копейки рубля не бывает
4) За свой грош везде хорош.
6) Денег куры не клюют. 
8) Денежка дорожку прокладывает.
10) Деньга и камень долбит.

Не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии, причем гораздо чаще, чем нам это кажется. Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Мы отдаем деньги взамен покупок. Таким образом, неизменное "Хочу!", которое мы слышим от 2-3 - летних детей, превращается в "Купи!" у 4-5 - летних. Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступать с одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то нужного, а с другой - не хотят и баловать. Они стараются проявить родительскую любовь и заботу, но желают, чтобы у детей при этом развивалось чувство ответственности. Поэтому родителям трудно не только предложить некое решение проблемы в глазах ребенка, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения. Мы теряемся в целом море вопросов:

 

  • Как поставить пределы требованиям нашего ребенка? 
  • Как вести себя, когда он что-нибудь просит купить? 
  • Стоит ли давать детям деньги, какую сумму и в каком возрасте? 
  • Как научить детей правильно обращаться с деньгами?  
  • Как научить чадо бережно относится к деньгам, правильно ими распоряжаться?  
  • Использовать ли финансовые рычаги в воспитании для поощрения и наказания?

Конечно, здравый смысл подсказывает нам разумные ответы, и все же еще не было случая, чтобы занимаемая в этом вопросе позиция принесла ощутимые результаты и ребенок научился бы обращаться с деньгами разумно и ответственно.
Дети и деньги – у этой проблемы несколько сторон. Хочется остановиться на одной из них: Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?
Можно встретить аргументы и за,  и против.

II. Активизирующая игра «Поменяйтесь местами»
Все участники сидят на стульях, расставленных кругом. Ведущий (учитель) стоит. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто…» (варианты: любит своих детей, любит своих родителей, несколько раз в день хвалит своего ребенка, несколько раз в день благодарит своего ребенка или родителя, иногда ворчит и т. д.), и в то время, пока игроки меняются местами, ведущий старается занять свободное место.
Спасибо за активную работу, а теперь посмотрите на спинку своего стула.
«Круги» усаживаются слева по кругу от ведущего, «квадраты» - справа. У нас получилось две команды. Участники первой команды готовят аргументы за карманные деньги  подростков, участники второй команды – аргументы против.

III. Обсуждение в малых группах.

IV. Обсуждение результатов работы групп, возникших вопросов.
Аргументы « против», которые приводят родители:
„ нецелесообразно – ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
„ слишком много внимания денежным вопросам – будет жадным, алчным;
„ если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания, не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
„ носить с собой деньги сейчас просто опасно, зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае – зависть других детей, в худшем – отнимут или, не дай Бог, побьют)
Аргументы «за»: ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
„ пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков – не станет рисковать во взрослой жизни;
„ если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи.
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.
С какого же возраста дети могут иметь карманные деньги? С того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия, как правило, в младшем школьном возрасте.
С точки зрения А.С. Макаренко, кар­манные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет под­ростка планировать. Экономить, рассчитывать, т. е., получать бесцен­ный социальный опыт. Большой ошибкой является довольно распространенное в семь­ях положение дел, когда подростки не имеют права голоса при реше­нии серьезных семейных финансовых вопросов («мал еще, вырастет -жизнь научит»). При таких условиях нет ничего удивительного, что, вырастая и начиная самостоятельно зарабатывать, многие оказывают­ся неподготовленными к рациональным тратам.
Практически все ученики имеют карманные деньги,
правда, их суммы очень разнятся: от 10 до 500 рублей. Причем родители,  как показало сравнение, не всегда знают об этом. Увы, карманные деньги ребят почти на 85% - из кошелька родителей.
Мне, как маме, всегда было интересно, стоит ли поощрять детей за какие-то добрые поступки деньгами. Откуда же должны браться карманные деньги? Цепочка   мнений   родителей.
Классный руководитель:Многие родители полагают, что деньги ребенок должен «зарабатывать» хорошими отметками, какой-нибудь услугой. Я позволю себе не согласиться с такой позицией. Ведь что же получается: уплатит больной дед «десятку» за услугу - принесет из аптеки лекарство, не найдется денег - стакана чаю не подаст?
Боль­шинство из вас склоняется к выводу, что карманные деньги должны либо зарабатываться детьми в виде настоящей работы, либо попол­няться за счет регулярных (например, в дни получки) взносов. При­чем, хорошо, если эти взносы не выглядят как подачка или подарок, а даются с полным уважением к личности ребенка и его будущим рас­ходам. Деньги эти нельзя отобрать, запретить их потратить на что-то, что хочет ребенок (разумеется, сразу обговаривается невозможность приобретения сигарет и спиртного).
Иной раз лучше отказать, чем удовлетворить просьбу подрост­ка, сопровождая это сетованиями и ворчанием: «На тебя не напасешься», «Сколько можно тянуть», «У меня не монетный двор». Право же, горечь и унижение, которые испытывает подросток, слыша все это, отнюдь не укрепляют уважение к нам и не помогают оценить наши жертвы. Это только отчуждает ребенка от нас, отравляет его душу и порождает почти мстительное желание поскорее иметь «свои».
Анкетирование, проведенное с учащимися накануне родительского собрания на тему «Дети и деньги»
1. Дают ли тебе родители деньги на карманные расходы?
2. Как часто?
3. Какую сумму?
4. Какую сумму денег ты бы хотел получать?
5. Как часто?
6. На что ты тратишь полученные деньги?
7. Сколько стоит одна булка хлеба?
8. Сколько стоит мороженое?
9.Сколько стоит билет в кинотеатр на детский сеанс?
10.Какой самый запомнившийся подарок сделали тебе родители?
11 .Нужно ли поощрять деньгами хорошую учебу в школе?
Чем бы ни занимались наши дети в будущем, они должны помнить, что самые дорогие в жизни вещи не имеют цены. Например, здоровье, уважение близких, любовь. Наш родительский долг - воспитать детей так, чтобы они не обедняли себя, стараясь все мерить деньгами, понимали, что далеко не все на свете продается и покупается. Задайте им вопрос: «На что ты потратишь срою первую зарплату?». Будет интересно послушать ответ. Подумай­те вместе с ними на досуге, какие потребности можно удовлетворить только за деньги, а какие - нет. Наверняка вы придете к выводу, что за деньги можно получить далеко не все (раздает текст).
Потребности людей и деньги

  • Познание окружающего мира.
  • Спокойная и безопасная жизнь.
  • Постоянное саморазвитие.
  • Пища.
  • Влияние на других людей.
  • Модные вещи.
  • Любовь.
  • Самоуважение
  • Хорошее здоровье.
  • Уважение близких.
  • Хорошо устроенный быт.
  • Дружба.
  • Образование.
  • Одежда.
  • Общение с природой.
  • Общение с людьми.

Классный руководитель: Многие считают, что научить детей правильно обращаться с деньгами можно, если они сами начнут зара­батывать. И в этом утверждении - большая жизненная мудрость. В странах Запада человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа - миллионер, а сын стоит у конвейера или заворачивает гамбургеры, или автомобили ремонтирует, или даже газетами торгует, зарабатывая на жизнь. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма, воспитательное средство, способ получения социального опыта. Мар­гарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, а игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что она всего должна добиваться самостоятельно. 
В 90-е годы позапрошлого века электрическая компания в Детройте приняла на работу молодого механика с жалкой оплатой - 11 долларов в неделю. Он трудился по 10 часов в день, а вечерами уединялся в стаpoм сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи  на­зывали молодого энтузиаста «чокнутым». После трех лет упорного труда, незадолго до своего тридцатилетия, этот странный парень вы­ехал из сарая в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи.
Кто-то однажды сказал, что если сегодня раздать всем людям по сто рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше, а у других - меньше.
Конечно, большинство детей понима­ет, что деньги не падают с неба, их нужно зарабатывать. И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то - мечтать о гибели са­мого «металла». Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому. Осложняет задачу то, что много лет в нашей стране говорили, что деньги - зло. Сейчас - крен к полярной точке зрения: деньги - это главное, к чему надо стремиться, за них можно купить все? Как сориентировать ребёнка в этом море противоречий, как сделать так, чтобы они приняли «золотую середину», разумный компромисс между необходимостью стремиться к достатку и деньгам и опасностью стать их рабом.
Я предлагаю вам включиться в «Аукцион родительских сове­тов».Каждый из вас «приносит» на него совет, являющийся ответом на вопрос: «Как подготовить ребенка к разумному обращению с день­гами?» Он должен быть сформулирован в одно предложение, крупно написан на «лепестке» из ватмана фломастером и прикреплен вами к доске. Присутствующие, обозрев представленные советы и оценив их, будут «покупать» лучшие за бумажные «деньги», которые приготови­ли вам ребята. Время на работу - 5 минут.

Возможные варианты «советов» родителей:

  • Научить зарабатывать.   -
  • Доверять, но проверять.
  • Брать к себе на работу, чтобы наблюдал.
  • Как минимум, он их должен иметь. .  
  • Вместе делать покупки.
  • Подключать к расчету семейного бюджета.
  • Доверять делать самостоятельные покупки.
  • Разрешить тратить все, что заработает сам.
  • Находить примеры, подобные сегодняшнему о Форде.
  • Устроить на работу.

А вот советы от опытного педагога Л. А. Минькиной. Подумайте над ними вместе с детьми.

Памятка «Добрые советы взрослым и детям»

  • Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Французский писа­тель Стендаль, к примеру, до франка прикидывал, сколько ему требу­ется на содержание дома, сколько - на путешествия и даже - на лю­бимую женщину.
  • Избегайте делать подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой. А от этой «славы» трудно избавиться.

3. Планируя расходы, будьте сдержанны: пока что вы не столь богаты, чтобы удовлетворить все свои желания. Любая хорошо орга­низованная жизнь требует от человека самоограничения, финансовая сторона жизни - не исключение. Будьте строги к себе: отказывайте в малом ради большого!

  •  Но только не экономьте на заботе о своих близких! Одеколон отцу, смешная заколка сестре, галстук старшему брату - вы не пред­ставляете, как эти мелочи обрадуют их! А кроме того, обрадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
  • Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не на­стаивайте, если ваш должник тянет с возвращением. В конце концов, никакая сумма не велика, чтобы ради нее поступаться независимостью и гордостью.
  • Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, как говорил один из главных героев «Мастера и Маргариты». Никогда и ничего, а особенно у тех, кто сильнее вас' Пусть это станет вашим девизом.
  • Если у вас возникнут трудности, ищите выход из сложной ситуации. Прилагайте усилия в поисках решения, не спешите раз­дражаться или жаловаться. Вернитесь к исходному моменту и ска­жите себе: «Постой-ка, постой! Как можно еще решить эту пробле­му?». Такое возвращение называют методом разворота. Случается, что этот метод позволяет повернуть ход событий неожиданно в хо­рошую сторону.

Мы завершаем нашу встречу. Думаю, она была полезной. Итак, подчеркнем еще раз: стремиться следует к тому, чтобы дети понима­ли, что есть вещи, которые в этом мире бесценны, которые нельзя ку­пить ни за какие деньги: крепкую дружбу, тепло родного очага, лю­бовь близких. Давайте вместе с детьми прислушаемся к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

© 2011 «Лубская Надежда Михайловна»
Учитель русского языка и литературы

Создать бесплатный сайт с uCoz