Надежда Михайловна Лубская - Учитель русского языка и литературы

Классный час "Этот удивительный Этикет" (Заочное путешествие)

Презентация

Добрый день, ребята!
- Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они?
- Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего  любое государство обходиться не может. Что это?
- Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. этикет.
- Оказывается, это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова -
 это обычаи, традиции,  верования народов, а также мода и кулинарные пристрастия. А пришёл к нам Этикет из глубокой древности.
- Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие.  Наше необычно
ещё и потому, что будет проходить во времени.
- На уроках истории Древнего мира вы познакомились со многими странами и народами. Какие из них вам запомнились и чем? (Ответы детей.)
- Оказывается, первые «пособия» по этикету были написаны ещё в Египте.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие
- А для начала – познакомимся, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль.                               
Итак, мы отправляемся в путь.
- В этой стране простираются огромные ПУСТЬ1НИ.
Красновато-желтые пески сменяются лишь cyровыми скалами, по этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире. Что это за страна? Дети называют страну (Египет) и показывают ее на карте. Прикрепляется кораблик. Что мы знаем об обычаях египтян? Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран.
1. У египтян женщины торговали на площа­дях, а мужчины хозяйничали дома.

  • Египтяне месили тесто ногами, а глину - руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Лю­били носить парики и даже надевали их на мумии.
  • В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения.

В этой стране мы с вами уже не впервые. Проверим,
как вы знакомы с обычаями. Вопросы, задания:
1. Помните миф о египетском боге Осирисе? Во время пи­
ра злой бог Сет задумал подстроить ловушку для Осириса.
Слуги Сета принесли великолепный золотой гроб и сказа­
ли, что достанется он тому, кому придется впору. Гости
очень обрадовались подарку и стали по очереди ложиться
в гроб. Но впору он пришелся только Осирису. Почему
египтян не удивил такой подарок?
Египтяне еще при жизни готовились к смерти, считали это событие важным и значительным, верили в существование загробного мира.
2.Для египтян очень важен был религиозный культ. Покло­
нялись они даже животным. Например, богине Бастет в об­
разе кошки. Почему так любили египтяне богиню Бастет?
Выращивая зерновые культуры, египтяне забо­тились о сохранности урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.
3. Представьте, что вы - вельможа при дворе фараона. Как
бы вы себя вели? Покажите.
К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и гово­рить.
4. Представьте, что вы - жрецы, служители бога. Ваши обязанности?
Жрецы натирали статую бога душистыми мас­лами, одевали ее, подносили вкусное угощение, а затем удалялись, пятясь, чтобы не повернуться статуе спиной.
 - А мы приготовили для вас небольшой сюрприз. По­смотрите, что у меня в руках (чайная чашка). Как вы ду­маете, в какую страну я предлагаю вам отправиться? Ко­нечно, в Китай. Ведь это, как известно, родина чая. Суще­ствует предание: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода окрасилась в золотисто-коричневый цвет, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Император по­пробовал новый напиток, и он ему очень понравился.
- В Европе чая не знали и первые попытки заваривать этот напиток оказались не лишены курьезов. Например, одна англичанка сварила фунт чая, и вареные листья при­правила сметаной.
- В России чай был недоступен для крестьян - уж очень дорого стоил. Существует шуточное стихотворение о том, как крестьянин варил для барина чай с использованием всевозможных приправ (лука, петрушки, перца). Когда же разгневанный барин приказал наказать недотепу, тот дол­го не мог понять, в чем его ошибка и решил, что просто забыл посолить варево.
- Я думаю, что с вами такого не случится, потому что чай вы заваривать умеете. А вот умеете ли правильно пить чай? Чайный конкурс
1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до кра­ев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

  • Можно ли есть джем из общей вазочки? (Джем кладут к себе в специальную розетку, а затем едят из нее или намазывают на хлеб ножом.)
  • Когда к чаю подают кусковой сахар, а когда - сахар-песок? (Сахар-песок обычно подают к чаю с лимоном.)
  • Как принято есть лимон? (Ломтик лимона кладут в чашку с чаем ложкой, выдавливают сок, остатки извле­кают и кладут на край блюдца.)
  • Как следует есть пирожные? (Пирожные едят специ­альной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные,  которые легко крошатся, можно есть рукой.) 
  • Нужно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотра­гиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

- Наши корабли подплывают к крутым обрывистым бере­гам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы можем видеть, как блестит на солнце позолоченный шлем и нако­нечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе, - говорили его жители, - то ты - чурбан; если не восторгался им - осел, а если добровольно покинул, то ты - верблюд». Еще называли его «городом, увенчанным фиал­ками»...
Так куда же мы попали?

Дети отвечают, что это Афины.

Да, это действительно Афины. И здесь мы бывали не раз. Что нам расскажут о жителях города путешественники из второй команды?

  • Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом. А суп вообще не подавали к столу.
  • И мужчины, и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.
  • Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за независимость своего государства. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказы­вались хоронить.
  • Древнегреческий закон был суров к тем, кто ему не подчинялся. Если лекарь запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.

- А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете обычаи древних греков.

Вопросы, задания:

1. Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гос­теприимства нарушил циклоп Полифем?
Циклоп встретил гостей неласково,  напал на них и даже съел двоих. Таким образом встре­чать гостей не принято не только в Греции.

2. Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, греки, если им не нравилась пьеса в театре?
В нашем понимании – нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.

3. Какие правила нарушила одна смелая гречанка, отпра­вившись на Олимпийские игры?
Женщинам запрещаюсь присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олим­ию, чтобы взглянуть на выступление сына. Ко­гда юноша победил, его мать в восторге броси­лась к нему, и все поняли, что перед ними жен­щина. Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.

4. Расскажите, как вели себя греки на рынке.
Толкотня и давка на рынке были столь велики, что афиняне приходили туда в сопровождении своих рабов, которые должны были расчищать дорогу господам. Надо ли говорить, что жен­щины предпочитали на рынок не ходить и по­купки чаще всего совершались мужчинами.
- А теперь мы отправимся на юг Балканского полуострова. Как видно, здесь нам не очень рады. Жители суровы и не­улыбчивы. Да и поселения напоминают скорее военный лагерь. Куда же мы с вами попали? Дети отвечают, что это Спарта.
- Да, мы находимся в Спарте. Что мы знаем об обычаях и порядках спартанцев?
1. В семь лет спартанский мальчик уходил из дома и селился со сверстниками в казармах. Питался впроголодь, спал на жесткой подстилке. Подростка даже учили воро­вать!

  • Спартанцы почитали стариков. Как-то на Олимпий­ских играх старик искал себе место среди зрителей. Когда он дошел до скамьи, где сидели спартанцы, все как один вскочили, уступая ему место.
  • Спартанцы терпеть не могли заниматься пустяками. И когда один человек сказал спартанцу, что простоит на одной ноге дольше, чем он, спартанец ответил: «А мой гусь - дольше тебя».
  • Спартанцы не любили длинных речей, а говорили коротко и ясно. Однажды македонский царь отправил та­кое послание: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта бу­дет уничтожена». Спартанцы ответили одним словом: «Если!»

А теперь пришло время посоревноваться. Вопросы, задания:
1.      Как спартанские старейшины реагировали, если видели, что мальчишки затеяли драку. Почему?
За драку мальчиков в Спарте не наказывали, а поощряли, считая, что будущий воин не должен  бояться боли. Старейшины не только не пре­кращали столкновения, но и подзадоривали дра­чунов.

  • Спартанский мальчик залез в соседский погреб, украл сметану и сыр. Когда его поймали, то наказали, но не за воровство. За что же?

Воровство поощрялось, как и драка, поэтому мальчика наказали не за то, что он украл, а за то, что попался.

3. Разрешалось ли спартанцам обедать дома? Вспомните историю об известном полководце.
Обедать дома мужчинам в Спарте запреща­лось. Объединившись в группы по полтора де­сятка, они ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей пищи, желая в этот раз поесть с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

4. Как относились спартанцы к любителям пить вино?
Любителей вина спартанцы презирали. Чтобы показать детям и юношам, насколько безобра­зен пьяный человек, поили допьяна рабов и води­ли их по улицам.
-  Я думаю, вы согласитесь со мной, что большинство правил поведения спартанцев для нас являются неприем­лемыми. Но одно мы можем взять на вооружение безого­ворочно, Вспомните, как спартанцы относились к стар­шим. Будем брать с них пример!
- Долог был наш путь, но тем приятнее вернуться домой. Я надеюсь, что вам было интересно путешествовать и вы провели время с пользой. Мы узнали, что у всех народов во все времена существовали правила этикета. А нужны ли правила этикета нам, живущим в XXI веке? Знаем ли мы эти правила? Последний наш конкурс посвящен знанию современ­ного этикета.

Вопросы.
На улице, в транспорте, в лифте:

1.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
2.Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его дер­жит? (Мужчина или старший)
3.С какой стороны должен идти мужчина? (Слева от женщины, военные - справа)
4.Вам нужно узнать дорогу. Как обратитесь к прохоже­му? (Без «не»)
5.Кто первым входит в лифт? (Мужчина)
6.Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выхо­дить. Обратитесь к стоящим рядом.
7. Как должен вести себя мужчина, выходя из автобуса?
8. Можно ли обращаться так: «бабуля», «дедуля», «мужчина», «женщина»? (Нет, лучше безличная форма)
9. Вам представили нового знакомого. Ваш ответ?
10. Кто здоровается  первым:  мужчина или  женщина?
(Мужчина).
В театре:
Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)
Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)
Кто покупает программу: дама или кавалер? (Кавалер)
Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим)
Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет)
Можно ли есть в зрительном зале? (Нет). Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте)
Где можно приводить себя в порядок? (Только в туа­летной комнате)
Можно ли бросать цветы на сцену? (Нет)
Как можно выразить свое восхищение? (Восклицания­ми «браво», «бис»)
- Молодцы, ребята, вы оказались смелыми и любознатель­ными путешественниками.
- Я предлагаю вам веселую пя­тиминутку «Иностранный этикет».
- Веселая пятиминутка 
- Как мы приветствуем друг друга? Ели вы сегодня? ",  «Здоров ли ваш скот? " А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно. В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровое животное, хватает еды — все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы — и у людей голод, смерть.
- Какими только приветствиями не пользуются люди! Салют! Чао! Салам Алейкум! Хау ду ю ду!
- А движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее.

Китаец в прежние времена встречал друга, пожимая  pyку самому себе. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Французы целуются друг с другом в щеку.
Кто-то обнюхивал друг друга. Одни кланялись в пояс, другие падали на коленки и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и сердцу, четвёртые показывали языки. Всего не перечислишь.
- Жестами и мимикой выразите восхищение. Выполняет­ся задание. А вот немец в этой ситуации поднимет вверх брови. Если же так сделает англичанин, - значит, ваше предложение является для него сомнительным. Бразилец прищелкнет языком и возьмется за мочку уха.
- Покажите мне согласие и несогласие. Выполняя зада­ние, кивают и качают головой. В Болгарии это выглядит наоборот.
- Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покру­тят пальцем у виска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.
- Попрощайтесь. При выполнении задания, как правило, дети машут рукой. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».
Знание правил поведения пригодится в жизни всегда.
Надеюсь, что некоторые уроки запомнятся вам надолго.

Рефлексия.
- Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите правую руку, на которой лежат те знания, которые получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините  свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за урок.

© 2011 «Лубская Надежда Михайловна»
Учитель русского языка и литературы

Создать бесплатный сайт с uCoz